Меню
Наши методы

Нейрокоррекция

Нейропсихология изучает взаимосвязи психических функций (например, памяти или внимания) с соответствующими системами головного мозга. То есть работает на стыке психологии и физиологии. И это один из классических методов работы с ребятишками, у которых есть особенности в развитии или сложности в поведении, происхождение которых не до конца ясно.

Текст: Ирина Григорьева

Клинический психолог,
нейропсихолог центра "Ступени".
В нейрокоррекции есть множество подходов, которые комбинируют два вида работы: двигательную активность (подвижные игры, упражнения и т.п) и работу за столом — рисование, письмо, выполнение творческих заданий и т.п. И в том, и в другом случае это комфортно для ребенка: при выстраивании терапевтического процесса я всегда подбираю формы занятия с учетом интересов и возрастных особенностей. Например, за столом с ребенком, которому интересно лепить, мы будем лепить, а с тем, кому интересно рисовать, будем рисовать.

Как работает нейрокоррекция? Предположим, у ребенка проблемы с соблюдением границ. Структура занятий в этом случае может выглядеть так. Сначала мы играем с ним в подвижные игры. И главное условие у нас связано с границами — не выпрыгивать за ковер. Когда это начинает стабильно получаться, мы садимся заниматься за стол. Главное условие опять же связано с границами — не ронять ничего на пол. Далее мы можем еще сузить: рисуем палочки в тетради. Задача будет не "выпустить" палочки за пределы клеточки. Таков механизм метода. Упрощая, можно сказать, что нейрокоррекция тренирует психическую функцию с разных сторон и на разных уровнях. И за счет этого гармонизирует работу головного мозга.

В двух словах
Нейрокоррекция тренирует психическую функцию с разных сторон и на разных уровнях. И за счет этого гармонизирует работу головного мозга.

Первым делом - диагностика!

В нейрокоррекции принципиально важно точно определить, с каким психическим процессом и с какими системами головного мозга мы работаем. Разные нарушения на уровне психики могут проявляться похожим образом. Или наоборот: сходные проблемы на уровне мозга могут по-разному проявляться на уровне поведения и психики. Для выстраивания коррекционного процесса необходимо точно определить, где нарушения есть, а где их нет. От этого будет зависеть, что именно мы будем делать.

В диагностике используются и результаты наблюдения за ребенком, и данные МРТ, и сведения медицинской карты. В некоторых случаях могут быть назначены дополнительные обследования. Я считаю диагностику самым ответственным этапом работы. Лучше чего-то не делать, чем делать то, что может спровоцировать ухудшение.
Запрос и потребность
Нейрокоррекция зачастую вызывает непонимание у родителей. Визуально иногда кажется, что мы занимаемся вовсе не тем, ради чего они обратились. Например, достаточно частотный запрос родителей — проблемы в школе. Ребенок невнимательный, вертится на стуле, не может усидеть на месте. Из-за этого проблемы в отношениях с учителем, иногда - с одноклассниками. Все это копится. И родители обращаются за помощью.

С точки зрения нейропсихологии, предположим, оказывается, что есть проблемы с границами. И мы часть занятия посвящаем тому, чтобы бегать, прыгать, играть в границах ковра. Визуально это действительно никак не связано с тренировкой усидчивости. И родители иногда испытывают недоумение. Здесь тонкость в том, что сложности в школе — следствие. А в рамках нейрокоррекции мы стремимся воздействовать на причину. В принципе мы могли бы сразу сесть за стол. И даже достичь каких-то успехов. Но при таком подходе в каких-то других видах активности (например, в общении на перемене) у ребенка не сформируется навыка соблюдения границ. И проблема так или иначе будет проявляться снова.

Что может быть результатом?

Результаты зависят от конкретного ребенка, его ситуации. Например, результатом может быть сформированное умение последовательно выполнять действия, разбивая их на подзадачи. После курса нейрокоррекции ребенок зачастую начинает лучше чувствовать свое тело и пространство вокруг себя. У него улучшается координация и способность точно направлять свои движения. Это благотворно сказывается на усидчивости. При необходимости в нейрокоррекции можно работать с навыками взаимодействия разных каналов восприятия. Например, слуха и зрения. Но повторюсь, как в любой психологической работе, результаты индивидуальны. Кроме того, может оказаться, что для ребенка полезней будет не пытаться исправить проблемное место, а развить его сильные функции и таким образом компенсировать то, что "выпадает". Обсуждать, чего можно, а чего нельзя достичь в каждом конкретном случае, можно только после диагностики.

Стоимость

1000 рублей
за одно занятие